15:54 Двуликий Янус |
Янус (Janus) - один из древнейших римских богов-индигетов, занимавший, вместе с богиней очага Вестой, выдающееся место в римском пантеоне. О сущности религиозного представления, которое воплощалось в Янусе, уже в древности высказывались различные мнения. Так, Цицерон ставил имя бога в связь с глаголом inire и видел в Янусе божество входа и выхода. Другие полагали, что Янус олицетворяет собою хаос (Janus = Hianus), или воздух, или небесный свод; Нигидий Фигул отожествлял Януса с богом солнца. Последнее мнение нашло защитников и в новейшей литературе. Все выше приведенные объяснения в новейших исследованиях по римской религии и мифологии, уступили место новому и простому толкованию, по которому имя Янус, отождествляется с латинским словом ianus (дверь, дверной проход) и Янус характеризуется, как бог двери, свода, арки, прохода. Позднее, вероятно, под влиянием греческого религиозного искусства, Януса стали изображать двуликим (geminus) - образ, естественно вытекающий из представления двери, как двустороннего предмета. Итак, Янус первоначально был божественным привратником, которого призывали в гимне Салиев под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (отворяющий); атрибутами его служили ключ и необходимое оружие привратника, отгоняющего непрошеных гостей - палка. Как в противоположность очагам частных домов существовал на римском форуме государственный очаг - Vesta populi Romani Quirinus, так же точно у римлян была входная дверь, ведшая в атриум государства - на римский форум, так называемый Janus Quirinus. Это было древнейшее местопребывание (может быть святилище) Януса, в северной части форума, состоявшее из двух сводов, которые были соединены стенными перегородками, так что образовали врытый проход. В центре арки возвышалось изображение двуликого Януса. Арка двуликого Януса была сооружена, по сведениям Плутарха, Нумою Помпилием (второй царь после легендарного основателя Рима Ромула, VIII в. до Р.Х.) и должна была служить, согласно завещанию царя, показательницей мира и войны (index pacis bellique): в мирное время арка запиралась, в военное время двери ее оставались открытыми. Возможно, этот обряд и был древним, но в последние годы республики он соблюдался. И Август хвалился тем, что при нем арка была закрыта трижды (в первый раз после битвы при Акции, в 30 г. до Р. Xр.;во второй раз - по окончании войны с кантабрами в 25 г. до Р. Хр.; в третий раз - по окончании войны с германцами, в 1-м году до Р. Хр.). Так как с понятием пространства смежно понятие времени (ср. mitium - вход и начало), то Янус, будучи богом входа, вместе с тем считался покровителем всякого начала, первой ступени или момента в каждом акте и явлении (слова Варрона: "в руках Янус - начало, в руках Юпитера - все"). Его призывали в начале какого бы то ни было молитвословия; первый праздник римского религиозного года был установлен в честь Януса; в периоде дня Янусу был посвящен утренний час (отсюда эпитет бога - Matutinus), в периоде месяца - календы (первое число), в периоде 12-месячного года - первый месяц, названный по имени Янус январем (Januarius). Близкое отношение бога к понятиям время исчисления привело к представлению об Янусе как о божестве, управляющем движением года и вообще времени; некоторые статуи его выражали эту идею в расположении ручных пальцев, при чем пальцы правой руки изображали число ССС (т. е. 300), а пальцы левой руки - число LХV (=65), т. е. пальцы обеих рук, в таком их положении, показывали число 365 дней года. Вместе с тем Янус охраняет каждого человека в первые моменты его утробной жизни, с акта зачатия (JanusConservus), и стоит во главе богов, под покровительством которых находится человек с момента зачатия до рождения. Вообще, как бог всякого начала, он древнейший и первый из римских богов, но первый не в космогоническом смысле, а как божество начала в отвлеченном значении этого слова. Специальным жрецом Януса был Rex sacrorum, занимавший в Иерархии римского жречества первое место. По свидетельству Варрона, Янусу было посвящено двенадцать алтарей, по числу месяцев года. В разных частях города возвышалось несколько янусов (ворот); ими заканчивалась большая часть улиц, выходивших на римский форум. В древнейшее время собственных святилищ Янусу не было, если не считать арки Двуликого Януса на римском форуме. Первый храм о котором имеются сведения, был построен во исполнение обета, данного Гаем Дуилием в битве при Милах (260 г. до Р.Хр.). Император Август предпринял восстановление храма, причем древняя статуя бога была заменена привезенным из Египта изображением двуликого Гермеса, работы Скопаса. При Домициане было сооружено святилище так называемого Четырехлицевого Януса, изображение которого было привезено в Рим из Фалерии еще в 240 г., по взятии этого города римлянами. Древнейшее изображение Януса сохранилось на ассах первой римской чеканки: это - бородатая двуликая голова, рисунок которой был создан, по мнению Виссовы, специально для первых медных монет, представлявших при этом единицу ценности. В близком отношении к Янусу стояли божества Mater Matuta и Portunus, из которых первая была богинею утреннего света и, подобно Юноне Люцине, призывалась женщинами при родах, а второй был двойником Януса, как это явствует из сопоставления имен; portus в первоначальном смысле означает то же, что porta или janua (ianus). Со временем слово portus (ворота) стало употребляться в смысле гавани (т. е. ворота реки или моря), и Портун сделался богом гаваней. Имя Янус носил холм Яникул. Согласно легенде, Янус был царем области Лация - родины латинского языка, он научил свой народ строить корабли, пахать землю и выращивать овощи. Видимо, за эти заслуги Сатурн наградил его даром знать прошлое и предвидеть будущее: отсюда и два лица - спереди и сзади. Храм Януса находился на римском Форуме и представлял собой две большие крытые бонзой арки, соединенные поперечными стенами и опиравшимися на колонны, с двумя воротами, находившимися друг против друга. Внутри стояла статуя бога, у которого было два лица, обращенных в противоположные стороны (одно - в прошлое, другое - в будущее) и имел два входа. Когда принималось решение объявить войну, какому-либо государству, римский царь или консул, отпирали ключом двойные двери храма и перед ликами Януса, под арками, проходили вооруженные воины, отправлявшиеся в поход. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми. Когда же заключался мир, то вооруженные войска вновь проходили перед статуей бога, возвращаясь из победоносного похода, и тяжелые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, вновь запирались на ключ. Праздник Януса, агонии, справлялся 9 января в жилище самого царя. Жрецом Януса был заместитель царя по этим вопросам, возглавлявший всех римских жрецов. Богу Янусу приносились жертвы в виде медовых пирогов, вина, плодов. Люди желали друг другу счастья, дарили сладости, как символ того, чтобы весь наступивший год проходил под знаком счастливого (и сладкого) удовлетворения всех желаний. Ссоры и раздоры с криком и шумом были запрещены законом, чтобы не омрачить ими доброжелательное отношение Януса, который, разгневавшись, мог ниспослать дурной год для всех. В этот знаменательный день жрецы приносили Янусу в жертву белого быка в присутствии всех должностных лиц и возносили молитвы о благополучии римского государства. Двуликий Янус - бог порога, входа и выхода, дверей и всякого начала. Все ворота считались находящимися под его священным началом, так же как и начало любого деяния и прохождения всех входов. В греческом пантеоне соответствия не имеет. Он охраняет дом, отпугивает чужаков и демонов и приглашает приятных гостей. Он сопутствовал и счастью и бедам. При обращении к богам имя Януса призывалось первым. Янус считался также богом договоров и союзов. государственного благоустройства, золотого века. Две головы означают его способность предвидеть будущее и помнить прошедшее. Две короны - управление двумя царствами (мог видеть оба пути одновременно). Посох обозначал то, что он первый ввел правильные дороги и рассчитал расстояние. Ключ - знак того, что он ввел устройство дверей и запоров, а также отпирал им небесные врата. Его голова венчалась античным римским "термином" (terminus - предел, граница) - колонной, отмечающей границы собственности. Как божество врат, вступления (лат. Janua) он считался также стражем входа в дом и изображался с жезлом привратника и ключом в качестве атрибутов. Он обозначал посредника в познаниях по агрономии и упорядоченному ведению жизни. Янус был прежде Юпитера божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Затем он уступил свое место, владыке неба Юпитеру, а сам занял не менее почетное - владыки всех начал и начинаний во времени. Он принял у себя Сатурна и разделил с ним власть. Существовало также поверье, что Янус царствовал на земле еще до Сатурна и всем навыкам обработки земли, знаниям ремесел и исчислению времени люди обязаны этому благожелательному и справедливому божеству. Женой Януса была нимфа вод Ютурна, покровительница источников, а сын их Фонс почитался, как бог фонтанов и бьющих из-под земли родников. В честь Фонса в октябре устраивались празднества - фонтиналии. Колодцы окружали гирляндами цветов, а в источники бросали венки. Поэтому и Янусу, отцу Фонса, приписывали создание всех рек и ручьев. В своей книге «Золотая ветвь» Дж.Фрейзер узнает в Янусе прообраз бога леса и вегетации. Под именем Дианус его чтили в дубровах рощах Неми. Ему служил жрец, который был приравнен к королевскому достоинству. Жрец должен был днем и ночью охранять посвященный его культу дуб - ведь тот, кому удавалось отломить ветку дуба, приобретал право убить жреца и занять его место. Согласно древней италийской мифологии, однажды имело место святое обручение Диануса и Дианы - богини леса и плодородия. Поскольку Янусу, как и Юпитеру, посвящен дуб, Фрейзер полагает, что эти боги идентичны, как идентичные женские богини Юнона и Диана. Нет ничего удивительного, что патриархальный Рим представлял Януса почти всегда с лицом мужчины, ведь отец семейства был безраздельным хозяином дома. В то же время народы, жившие на полуострове Италия, в мифологии которых говорилось об обручении Диануса и Дианы, видели в этом боге как мужское, так и женское начало. В искусном художественном изображении удается представить оба полюса в их единстве, и тогда голова двуполого Диануса оказывается символом такого социального и психического состояния, которое уже не связано только с матриархальной или только с патриархальной формой сознания общества. И в то же время изображение не лишено, подчеркнуто характерных черт мужчины и женщины, пластика представляет собой поле вибрации, где разделение сливается в единство, чтобы затем вновь отъединиться друг от друга. Эта двуполость напоминает божество нового Зона, о котором говорит Кроули в "Книге Тота", а в картах Тарот, так рисуют дурака. Лицо Януса не имеет демонических черт, как у многих других стражей ворот, оно выражает, с одной стороны, силу и решительность, с другой - дружелюбие и мудрость. Почитать Табличка Исиды Янус - самая загадочная фигура бога Древнего Рима. Его называют созидателем, богом богов, предтечей всего божественного ареопага. Янус бог богов" в древних гимнах Салии (большой Сатурн), от которого якобы берут начало все остальные боги заявляет следующее: : "древность зовет меня Хаос". В мифах о Янусе прослеживаются истоки древнейших верований, где Янус представал как первобытный Хаос, из которого возник весь мир. «Ты, из богов древнейший, скажи, прошу тебя, Янус» (Ювенал, Сатира шестая, 394). В этом процессе становления Янус превращается в бога-блюстителя мирового порядка, вращающего ось мира. Это напоминает нам индийского бога Вайю, которого также при перечислении называют первым, и иранского Ваю, которого представляют в виде двойной фигуры- Добра и Зла. Как богу начала и конца ему приписывали большое мистическое значение, ведь для римлян первый шаг имел решающее значение для успеха всего задуманного, первый шаг определял все остальные. Если человек начинает что-то новое, он проходит в ворота и попадает в другое пространство. Это касается как перемещения человека во времени и пространстве, так и перемещения душ. По одной из версий, одно из имен ветхозаветного бога- Янус. Интересно, что при раскопках этрусских городов, процветавших на севере Италии задолго до того, как Рим стал городом, археологи нашли маленькие бронзовые сосуды неизвестного назначения, выполненные в форме головы человека с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Сосуды удивительно красивы и выразительны. Одно лицо на них принадлежит прекрасному юноше или молодой женщине, а другое - смеющемуся старику, предположительно богу вина Дионисию. Почитать Этруски и Ранний Рим Янус, как страж ворот и его двойной лик известны и в других культурах, особенно, в африканских. Можно видеть параллель ему в двухголовом божестве, которого бушмены Суринама всегда ставят при въезде в деревню. Ритуальное убийство жреца этого бога в Неми и его почитание как бога природы включают это божество в длинную череду культов вегетации, главная идея которых - победа юного бога весны над зимой. Здесь же и основа многочисленных мистерий, культов Диониса, Аттиса, Адониса, Осириса. Почитать Пантеон Богов Древнего Египта Согласно Фрейзеру, это общее выражение религиозной магии превращения природы, которое заключается в смерти и приходящего ей на смену воскресения. Совершенно независимо от этого романского символа в Центральной Африке встречаются накладные маски из дерева со сдвоенными обличьями, из которых одно черное (негроидное), а другое - белое. Объединение в скульптуре нескольких образов, переходящих один в другой, получило в наше время специальное название: "полиэкония". В переводе с греческого "поли" - много, "эйкон" - изображение. Похожий прием археологи обнаружили и в других культурах, вплоть до каменного века. Например, у обитателей побережья Северного Ледовитого океана до сих пор сохранилась традиция вырезать на рукоятках ножей парные изображения головы моржа и собаки, кита и тюленя, медведя и моржа. Порой достаточно небольшого поворота костяного изделия, чтобы в фигурке женщины увидеть образ моржихи с детенышем. Подобные боги (с несколькими лицами) существовали и в русской истории. Так, в древнеславянской, дохристианской культуре Световид изображался с четырьмя лицами, точнее, с четырьмя головами, обращенными в разные стороны. У богини Триглавы - их соответственно три. В Древней Руси заимствованное от греков христианство вытеснило старые верования и старых богов. Наиболее активно борьбу с ними вели в тех городах, где размещались языческие храмы и статуи, - там их и уничтожали в первую очередь. По преданиям, "идолов" обычно топили в реках и озерах. В лесной России к тому же памятники религии и предметы быта уничтожал безжалостный огонь. Почитать Славяно- Арийские Веды Каменистой Греции повезло больше: многие языческие храмы и статуи дожили до наших дней, пусть и не в первозданном виде. Сведения о дохристианской жизни России историкам приходится выискивать по крупицам в рукописях на греческом и латинском языках. В частности, о Световиде они узнали из 16-томного труда датского летописца Саксона Грамматика (грамматик значит учитель словесности). Рассказ о славянских богах попал в его книгу только потому, что датчане воевали со славянскими племенами и победили их, уничтожив главный храм Световида. Саксон Грамматик - очевидец этого события. В народе память о многоликих божествах и людях с несколькими головами сохранилась лишь в сказках. В одной из них рассказывается о добром молодце, который пообещал жениться двум девицам сразу. Но, увидев в окошке третью, забыл о первых двух, заговорил о сватовстве и упросил девушку выйти на крыльцо. Она вышла ... с тремя головами. В них-то парень и узнал двух предыдущих девиц. Не сходя с крыльца, необычная невеста потребовала от молодца выполнить обещание, сдержать слово, тем более, данное трижды. К счастью, эта сказка со счастливым концом. Оказалось, что двух первых девиц добрый молодец видел во сне и лишь третью повстречал наяву. Многоликие фигурки сохранились в народном искусстве, в частности в глиняных расписных игрушках и бытовой керамике. Правда, из божественного ряда они перешли в комические персонажи. Среди них появились птицы, рыбы и звери. И называть их стали "оборотнями". В Курской области народная мастерица Валентина Ковкина лепит из глины двуликих кукол, смотрящих в разные стороны, фигурки фантастических животных типа "тяни-толкай" и композиции с четырехликими героями, восседающими, например, на баране-свинье. Александр Якушкин из города Скопина Рязанской области известен как мастер необычных подсвечников-оборотней. Существуют также расхожие мнения о происхождении символа двуглавого орла. Одна голова орла смотрит на Восток, другая на Запад ( или в прошлое и будущее? ). О существовании культа Януса вне Рима не имеется никаких сведений. Однако, древнекитайским символом Януса можно считать Ян и Инь... С тех пор, как рухнула Римская империя, прошло две тысячи лет. Сменились религии, идеалы и оценки. Янус перестал быть богом добрых начал и предвидения будущего, он из "двуликого" превратился в "двуличного", стал символом неискренности и лживости. Произошли изменения и в изображениях Януса на скульптурах и картинах. С воцарением идеи "двуличности" головы стали носителями самых разных символов: красоты и безобразия, молодости и старости, дружбы и вражды, веселья и печали. Вместо мужских лиц на картинах появились юные и красивые женские головки, в прическах которых художники скрытно, но безжалостно изображали то, что всегда приходит на смену молодости. Изображение бога с двумя головами позволяет трактовать этого бога самым различным образом. Он становится символом любого противоречия: внешнее и внутреннее, душа и тело, миф и разум, правое и левое, консервативное и прогрессивное, материя и антиматерия, одним словом, вся диалектика находит в этом боге свое пластическое синтезированное воплощение. Выражение "двуликий Янус" символизирует сегодня все двузначное, двусмысленное, двойственное, амбивалентное - позитивный и негативный аспекты одного и того же действия или вещи. Любопытно, что в последнее время двуликого Януса объявили богом союзов и договоров, чаще всего его именем стали "награждать" политиков. http://www.nkj.ru/archive/articles/10240/ http://mivmiv.narod.ru/I_God/janus.html http://janus.ecoteco.ru/index.php?id=192 |
|
Всего комментариев: 0 | |